Центр патриотического воспитания и гражданского становления личности «Наследники» ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Борское как целостная система приобщения школьников к базовым национальным ценностям россиян.
Педагогами ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Борское разработана модель воспитательной системы - «Центр патриотического воспитания и гражданского становления личности «Наследники». В рамках данной системы осуществляется совместная деятельность педагогов, воспитанников, их родителей. Содружество субъектов воспитания помогла каждому увидеть свое место в системе, определить свою сферу деятельности. Педагоги и воспитанники открывали клубы, объединения, содружества, разрабатывали свои программы и проекты. Так появился центр «Наследники». Центр называется «Наследники» потому, что в наследство наши дети получают Родину, которую нужно любить, беречь, защищать, охранять. Центр имеет свою символику: гимн, герб, флаг, свой девиз:
МЫ НА СЛУЖБЕ СЕГОДНЯ У ДЕТСТВА,
НАМ РОССИЯ ДАНА В НАСЛЕДСТО.
МЫ — ШКОЛЬНИКИ ХХI ВЕКА,
В НАШИХ РУКАХ СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА.
Особое внимание мы уделяем начальной школе, ибо оттуда вслед за семьейтдолжно продолжаться становление человека как патриота и гражданина. Именно поэтому здесь реализуются особые целевые системные проекты. Так, первоклассники вместе с Филиппком путешествуют по Стране Знаний. Второклассники вступают в «Службу спасения Сказки» и спасают народную сказку, организуют свою систему жизнедеятельности в сказочной стране «Лукоморье». Третьеклассники, участвуя в проекте «Хоровод круглый год», познают и осваивают опыт календарно-обрядового цикла своего народа. Сказка, народная мудрость, народная игра, праздники народного календаря – это мощные средства воспитания, которые обогащают духовный мир ребенка, помогают нашим детям становиться мудрее, добрее, учат дружить и любить, избавляют от такой болезни как игровая дистрофия детей. Четвероклассники в содружестве с родителями участвуют в проекте «Чудо Родина моя – моя малая Родина» или «Мое село – души моей частица».
Деятельность воспитанников средней и старшей школы существенно отличается от того, что делают малыши. Классные руководители вместе с детьми и их родителями сами определяют сферы и направления своей деятельности. Одним по душе решение экологических проблем, других интересует отечественная история и культура, третьи решают проблему восстановления в своих семьях духовно-нравственных традиций. Так возникают содружества классных коллективов, занимающихся одним делом, главной целью которых является приобщение воспитанников школы к базовым национальным ценностям. Эффективному решению данной проблемы помогает участие классных коллективов и детско-взрослых школьных сообществ в целевых системных проектах и программах: «Помни: имя твое – человек!»; «Я и моя семья», «Пусть никогда не оборвется веков связующая нить» (история семьи, родословная), «Мы живем с тобой в Поволжье», «Строим Дружбы мост», «Мы граждане твои, Россия».
В центре «Наследники» также действуют свои объединения, каждое из которых имеет свои программы, свою сферу деятельности. Так клуб юных историков разрабатывает и проводит познавательные исторические игры «В зеркале истории России». Членами этого клуба открыт музей истории России «Веков связующая нить», в котором постоянно сменяется экспозиция, проводятся экскурсии, исторические игры. Уже много лет работает военно-патриотический клуб «Патриот», «Служба охраны природы малой Родины», «Союз творческих сил», пресс-центр и др. Каждое объединение также имеет свои целевые программы и проекты. Среди ряда дел обязательно планирует ключевое. Например: Спартакиада народных игр, Богатырские потешки, акции «Идем дорогою Добра. В конце каждого учебного года проводится творческий отчет всех объединений на педагогическом совете школы.
Ведущее место в нашей системе патриотического воспитания занимает семья. Ведь именно в семье, начинается процесс воспитания человека, развития личности, формирования патриотических чувств. Поэтому родители принимают участие в обсуждении и составлении программ в классах. Дети очень любят, когда вместе с ними в делах класса и школы участвуют их родители. Традиционно – это Дни здоровья, концерт «Семейные традиции», «Звезды на семейном небосклоне», спортивные праздники, соревнования «Мы – спортивная семья», Масленица.
В результате реализации вышеуказанных программ и проектов школа приобретает облик «Красивая школа, удобная школа», становится школой-музеем. Так в школе появились и действуют зал символики России, Борского района и школы, музей истории России; музей Семьи и музей Природы малой Родины, музей народной Сказки, офис Центра «Наследники», «Звездный квартал». Жизнь Центра «Наследники» освещается на страницах школьной газеты «Простые истины».
Говоря о развитии системы патриотического воспитания и гражданского становления личности, а значит и о системе приобщения современных детей и подростков к базовым национальным ценностям, нельзя не сказать слова огромной благодарности в адрес педагогического коллектива. Педагогам нашей школы нравится работать в системе, в содружестве друг с другом. Администрация школы создает для этого все необходимые условия. Успешной деятельности школы также способствуют налаженные партнерские отношения с учреждениями дополнительного образования и культуры, администрацией Национального парка «Бузулукский Бор», Борским лесничеством и другими структурами сельского социума.
Созданная система патриотического воспитания является динамической. Существующие педагогические проекты совершенствуются, дорабатываются, изменяются, а также разрабатываются новые. Реализация педагогических проектов является в нашей школе одной из форм организации внеурочной деятельности.
Педагогам образовательного центра делятся опытом работы с педагогами и директорами школ округа, Самарской области, Волгоградской области, Республики Крым.
В образовательном центре проведены: семинары «Становление системы патриотического воспитания и гражданской зрелости центра «Наследники», «Воспитательная система школы в условиях развития», встречи в педагогической гостиной «Классики русской национальной мысли о воспитании детей и юношества».
О сложившейся системе работы педагоги нашей школы рассказывают, выступая на конференциях различного уровня:
-YII Международная научно-практическая конференция «Педагогический процесс как культурная деятельность», Международный форум «Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен», «Международный общественно-педагогический форум «Социально-педагогическая деятельность: проблемы и перспективы», областные педагогические Кирилло-Мефодиевские чтения, всероссийский конкурс «Виват, Россия!».
Выступления педагогов можно встретить на страницах печатных изданий: «Областная научно-практическая конференция «УЧИТЕЛЬ XXI века», Педагогический форум «Партнерство через образование», «Практический журнал учителя и администрации школы», «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2012г.
Педагоги школы: приняли участие в работе Международной конференции «НАША БУДУЩАЯ ШКОЛА. Модернизация образования: технологии, практики, опыт ведущих школ» в Москве и Волгограде.